
Процесс общения имеет большую важность в повседневной жизни современного человека. Благодаря ему происходит обмен мыслями, эмоциями и опытом между людьми. Именно совместная деятельность в процессе коммуникации сторон приводит к полноценному обмену информацией.
Коммуникативная сторона общения заключается в непосредственном обмене информацией между несколькими лицами. «Информация» в подобной структуре рассматривается в форме идей, настроений, интересов, установок, чувств и пр. Структура имеет большое разнообразие форм, и нуждается в более детальном и тщательном рассмотрении.
Общие сведения
Очевидно, что общение и коммуникация тесно взаимосвязаны друг с другом. Рассматривая этот вопрос, нужно учитывать тот факт, что коммуникативная сторона общения очень важна для каждого ее участника. В зависимости от того, какого характера при обмене информацией вы придерживайтесь и какую систему знаков используете, происходит то или иное влияние на взаимодействующую сторону.
Иначе говоря, при обмене информацией всегда будет затрагиваться эмоциональная и поведенческая составляющая собеседника. А в первую очередь на это будет влиять использование знаков, которые оказывают воздействие на каждого соучастника коммуникации. Знаки при общении имеют большое значение, подобно инструментарию при выполнении технических работ.
В целом, психология общения касается «расшифровки» невербального и вербального способа передачи сигналов. Исходя из мнения психологов, человек понимает около 10% информации, которую может воспринимать мозг. Исходя из этого, можно утверждать, что анализирование и расшифровку человек выполняет не столь сознательно, как бессознательно.
Обратите внимание, что коммуникативную сторону общения формируют также и сочетание специфических барьеров. Эти барьеры являются психологическими или социальными. Коммуникационный барьер зачастую возникает по причине недопонимания происходящих ситуационных процессов.
Список причин для этого может быть разным, в виду профессиональных, социальных и политических различий. Они формирую иную интерпретацию взглядов и терминов, которые затрагиваются в процессе общения, а также личностную концепцию мировоззрения, мировоззрения и мироощущения.
Что такое коммуникативная сторона общения?
Понятие «коммуникация» происходит от английского слова communicate, что переводится как «отправлять», «сообщать». Данный тип взаимодействия между индивидами нацелен на процесс обмена информацией, состоящей из:
- чувств;
- эмоций;
- ценностей;
- мыслей;
- идей.
По утверждению исследователя Гарольда Лассвелла, процесс общения состоит из 5 аспектов, которые способствуют донесению нужной информации к адресату:
- Роль коммуникатора — лицо или источник, который выполняет функцию передатчика сообщений.
- Голосовая или текстовая информация — то, что человеку необходимо усвоить, которому сообщение предназначено.
- Тип канала — как и через что происходим обмен.
- Наличие аудитории или получателя — кому адресована информация.
- Показатель эффективности — результат насколько хорошо усвоилось полученное сообщение.
Во многом коммуникативные стороны общения формирует субъективное информационное наполнение каждой отдельной личности. Другими словами характеристика людей, участвующих в общении, их осведомленность, эрудированность, компетентность в вопросах обсуждаемой темы.
Обратите внимание! Если у человека низкий уровень знаний, то высока вероятность возникновения недопониманий.
Обмениваться информацией люди могут посредством двух каналов:
- невербальным — используя жесты, мимику, знаки;
- вербальным — посредством голоса, звуков, речи (устной и письменной.
Как отмечается психолог Аллан Пиза, примерно до 70% от всей информации человек передает посредством коротких невербальных контактов.
Вербальные способы коммуникации
Как мы уже сказали, к вербальным средствам коммуникации относят письменную и устную речь. Существует мнение, что скорость речи, интонацию голоса и ряд других сопутствующих проявлений в том числе причисляют к вербальной коммуникации. Но, если учитывать, что такие факторы не только дополняют, но и сводят к нулю весь прямой смысл озвученного, то можно смело говорить, что к невербальным средствам относится, то что нельзя назвать «словом».
Невербальные способы коммуникации
Таким образом, к невербальным средствам общения можно отнести такие категории:
- Околоречевой методы общения: формируется ритмом, темпом, интонацией, громкостью, тембром речи, дикцией и т.п.
- Зона коммуникации: сюда относят дистанцию и расстояние от каждого участника общения друг до друга.
- Кинетическое средство: походку, жестикуляцию, осанку тела, мимику, прикосновения к собеседнику и т. п.
- Время и локация для общения.
- Ароматы.
- Место и время общения.
В заключение
В качестве вывода, стоит сказать, что коммуникативную сторону общения относят к психологической категории. Поскольку процесс общение является крайне важным условием жизни человека и одной из основных потребностей каждого индивида. Благодаря общению формируется система человеческих ценностей и взаимоотношений с окружающим миром. Уровень личной популярности в социуме, наш жизненный успех и прочее часто зависит от умения общаться. Каждому человеку необходимо умение правильного общения.